Эмоциональный интеллект
— это умение распознавать свои и чужие чувства, управлять собственным поведением и взаимодействовать с другими людьми с учётом их чувств и мотивов. Все эти качества, по мнению психологов, на
80% определяют личное счастье и финансовую успешность людей.
Впрочем, и детям высокий эмоциональный интеллект упрощает жизнь. На ум приходит пятилетняя дочь моей знакомой, на глазах которой её маму обматерил не успевший на свой самолёт пассажир. Пока мама в ужасе соображала, как объяснить случившееся ребёнку, дочка сказала: «Мама, мне кажется, что этот дядя очень расстроился, потому что он не успел на самолёт. Ему, наверное, очень обидно. Он не смог справиться с чувствами». И это именно те слова, которыми малышке объясняли её собственное поведение и других людей вокруг. Ведь эмоциональный интеллект помогает не только добиваться каких-то целей, что, безусловно, важно. Он помогает преодолевать очень многие жизненные ситуации более уверенно и спокойно и не чувствовать себя жертвой.
Так как же помочь малышу развить свой эмоциональный интеллект?
Для начала нужно научить его распознавать за набором неясных телесных ощущений и импульсов конкретные чувства. И здесь у большинства родителей возникают сложности. Ведь нас этому никто не научил. И какими бы добрыми ни были наши намерения, очень сложно действовать вопреки собственному детскому опыту, звучащему в автоматическом «не плачь». И как для любого нового навыка здесь нужны время, внимание и ошибки. И это нормально!
Автоматические реакции 1. «Не плачь», «не бойся», «не грусти» и т. д. Часто эти слова вылетают на автомате. К сожалению, для ребёнка они могут звучать как призыв сдерживать чувства, ведь дети мыслят буквально.
Будет лучше, если вы покажете малышу, что вам важны его чувства: отвлечётесь от дел, обнимете, утешите.
2. «Ой, да ладно тебе, подумаешь», «да разве это повод плакать и злиться» и т. п. Возможно, так взрослый хочет уберечь чадо от «негативных» чувств, уменьшив значимость их адресата. Для ребёнка это может звучать иначе
— как обесценивание. Подобные фразы учат опираться на чувства других больше, чем на свои собственные.
Будет гораздо лучше, если вы объясните малышу, что с ним происходит. Очень многие взрослые, не то что дети, реагируют неадекватно, потому что не понимают, что с ними. Они чувствуют какой-то физический дискомфорт и реагируют, например, криком, а это может быть голод. Чем больше чувств человек может различить, тем уместнее будут его реакции.
3. «А если я сейчас похнычу?», «ну что за хныкалка» и т. п. Так взрослый, возможно, призывает ребёнка сообщать словами о том, что ему нужно. А для малыша это может звучать как высмеивание.
Понимаю, что нытьё очень сложно переносить, но благо у него всего две причины, которые относительно легко устранить. Во-первых, ребёнка не научили говорить о том, что ему нужно, и тогда уместен вопрос: «Что ты хочешь?». Во-вторых, нарушен режим (упущено время кормления, сна) или ребёнок переутомился.
4. «С такими злюками и т. п. никто дружить не будет». Возможно, взрослый хочет воспитать приятного в общении человека. А у ребёнка такая реакция скорее вызовет стыд за свои чувства и ощущение, что с ним что-то не так: «Раз со всеми дружат, а со мной нет».
Будет лучше, если вы дадите малышу почувствовать, что всё, что с ним происходит, нормально, и вы поможете справиться. Важно, что поддержка в данном случае не равно «бесхребетность». Вы вправе ставить ограничения, а ребёнок вправе иметь по этому поводу чувства. Но вы можете оставаться рядом и помогать с ними справиться.
5. «Если ты сейчас же не прекратишь, то... ». Это, скорее всего, послание эмоционально выгоревшего взрослого, у которого нет возможности помочь ребёнку. В этом случае стоит, как в самолёте, надеть маску сначала на себя
— восстановиться.
По-хорошему, лучше объяснить, что в поведении ребёнка вас не устраивает и почему, и попросить действовать иначе. Если это не помогает, то, скорее всего, проблема в ваших отношениях. Для малыша родители могут быть источником радости, надёжности и удовольствия, и тогда он хочет им нравиться и угождать или наоборот.
6. «Мальчики не плачут». Часто взрослые при помощи этой фразы надеются воспитать «настоящего мужчину»: сильного, успешного. По факту это может вызывать у ребёнка ощущение, что он не имеет права иметь чувства. Призывают мальчика блокировать боль, страх, отчаяние и тоску. В этом ключе интересно, что, по статистике, в России от суицида умирает в
6 раз больше мужчин, чем женщин. Многие исследователи связывают это с тем, что «настоящие мужчины» не могут просить о помощи, признаться в слабости, не умеют принимать поддержку. Также любопытно, что, согласно статистике, у
90% топ-менеджеров высокий эмоциональный интеллект, так что у «настоящих мужчин» ещё и меньше шансов быть успешными.