БлОГ ПСИХОЛОГА ЮЛИИ ЧУЛКОВОЙ
«Не плачь»: как не нужно реагировать на «негативные» чувства детей
Посвящается моей дочери Алисе невероятной девочке трёх лет
БлОГ ПСИХОЛОГА ЮЛИИ ЧУЛКОВОЙ
«Не плачь»: как не нужно реагировать на «негативные» чувства детей
Посвящается моей дочери Алисе невероятной девочке трёх лет
Данная статья написана мной для Psychologies и также размещена на их сайте .
Эмоциональный интеллект это умение распознавать свои и чужие чувства, управлять собственным поведением и взаимодействовать с другими людьми с учётом их чувств и мотивов. Все эти качества, по мнению психологов, на 80% определяют личное счастье и финансовую успешность людей.

Впрочем, и детям высокий эмоциональный интеллект упрощает жизнь. На ум приходит пятилетняя дочь моей знакомой, на глазах которой её маму обматерил не успевший на свой самолёт пассажир. Пока мама в ужасе соображала, как объяснить случившееся ребёнку, дочка сказала: «Мама, мне кажется, что этот дядя очень расстроился, потому что он не успел на самолёт. Ему, наверное, очень обидно. Он не смог справиться с чувствами». И это именно те слова, которыми малышке объясняли её собственное поведение и других людей вокруг. Ведь эмоциональный интеллект помогает не только добиваться каких-то целей, что, безусловно, важно. Он помогает преодолевать очень многие жизненные ситуации более уверенно и спокойно и не чувствовать себя жертвой.

Так как же помочь малышу развить свой эмоциональный интеллект?

Для начала нужно научить его распознавать за набором неясных телесных ощущений и импульсов конкретные чувства. И здесь у большинства родителей возникают сложности. Ведь нас этому никто не научил. И какими бы добрыми ни были наши намерения, очень сложно действовать вопреки собственному детскому опыту, звучащему в автоматическом «не плачь». И как для любого нового навыка здесь нужны время, внимание и ошибки. И это нормально!

Автоматические реакции


1. «Не плачь», «не бойся», «не грусти» и т. д.
Часто эти слова вылетают на автомате. К сожалению, для ребёнка они могут звучать как призыв сдерживать чувства, ведь дети мыслят буквально.

Будет лучше, если вы покажете малышу, что вам важны его чувства: отвлечётесь от дел, обнимете, утешите.

2. «Ой, да ладно тебе, подумаешь», «да разве это повод плакать и злиться» и т. п.
Возможно, так взрослый хочет уберечь чадо от «негативных» чувств, уменьшив значимость их адресата. Для ребёнка это может звучать иначе как обесценивание. Подобные фразы учат опираться на чувства других больше, чем на свои собственные.

Будет гораздо лучше, если вы объясните малышу, что с ним происходит. Очень многие взрослые, не то что дети, реагируют неадекватно, потому что не понимают, что с ними. Они чувствуют какой-то физический дискомфорт и реагируют, например, криком, а это может быть голод. Чем больше чувств человек может различить, тем уместнее будут его реакции.

3. «А если я сейчас похнычу?», «ну что за хныкалка» и т. п.
Так взрослый, возможно, призывает ребёнка сообщать словами о том, что ему нужно. А для малыша это может звучать как высмеивание.

Понимаю, что нытьё очень сложно переносить, но благо у него всего две причины, которые относительно легко устранить. Во-первых, ребёнка не научили говорить о том, что ему нужно, и тогда уместен вопрос: «Что ты хочешь?». Во-вторых, нарушен режим (упущено время кормления, сна) или ребёнок переутомился.

4. «С такими злюками и т. п. никто дружить не будет».
Возможно, взрослый хочет воспитать приятного в общении человека. А у ребёнка такая реакция скорее вызовет стыд за свои чувства и ощущение, что с ним что-то не так: «Раз со всеми дружат, а со мной нет».

Будет лучше, если вы дадите малышу почувствовать, что всё, что с ним происходит, нормально, и вы поможете справиться. Важно, что поддержка в данном случае не равно «бесхребетность». Вы вправе ставить ограничения, а ребёнок вправе иметь по этому поводу чувства. Но вы можете оставаться рядом и помогать с ними справиться.

5. «Если ты сейчас же не прекратишь, то... ».
Это, скорее всего, послание эмоционально выгоревшего взрослого, у которого нет возможности помочь ребёнку. В этом случае стоит, как в самолёте, надеть маску сначала на себя восстановиться.

По-хорошему, лучше объяснить, что в поведении ребёнка вас не устраивает и почему, и попросить действовать иначе. Если это не помогает, то, скорее всего, проблема в ваших отношениях. Для малыша родители могут быть источником радости, надёжности и удовольствия, и тогда он хочет им нравиться и угождать или наоборот.

6. «Мальчики не плачут».
Часто взрослые при помощи этой фразы надеются воспитать «настоящего мужчину»: сильного, успешного. По факту это может вызывать у ребёнка ощущение, что он не имеет права иметь чувства. Призывают мальчика блокировать боль, страх, отчаяние и тоску. В этом ключе интересно, что, по статистике, в России от суицида умирает в 6 раз больше мужчин, чем женщин. Многие исследователи связывают это с тем, что «настоящие мужчины» не могут просить о помощи, признаться в слабости, не умеют принимать поддержку. Также любопытно, что, согласно статистике, у 90% топ-менеджеров высокий эмоциональный интеллект, так что у «настоящих мужчин» ещё и меньше шансов быть успешными.
А как реагировать?
1. Покажите, что чувства ребёнка для вас важны и вы готовы помочь.
«Иди я тебя утешу!»

2. Назовите чувство, которое испытывает ребёнок, и поясните причину.
«Ты упала. Тебе больно, а ещё обидно, что испачкалась новая кофточка».
«Ты разгневан, потому что я остановила твою игру. Прости, но засовывать шпильку в розетку нельзя. Это опасно, тебя может ударить током, а это очень больно».
«Ты испугался темноты».
«Бабушка ушла, и ты расстроилась».

3. Поддержите ребёнка в проживании чувств.
«Я с тобой, буду тебя обнимать и утешать, пока вся грусть со слезами не уйдёт. А кофточку мы постираем».
«Мне жаль, что я не могу тебе разрешить. Извини. Когда я не получаю того, чего хочу, я тоже очень злюсь. Иди я тебя утешу».
«Когда я был маленьким, я тоже боялся темноты, но потом это прошло. И ты тоже когда-нибудь перестанешь, а пока боишься, давай оставим ночник».
«Я тоже грущу, когда расстаюсь с любимыми людьми. Давай нарисуем бабушке открытку, а при встрече ты её порадуешь».

4. Обсуждайте с ребёнком чувства людей вокруг.
Рассказывайте о том, как связаны чувства и поведение других людей. Это поможет малышу понимать свои чувства в похожих ситуациях.
Из своего опыта родительства я хорошо понимаю, как сложно уйти от автоматических реакций на чувства ребёнка и как трудно найти ресурс, чтобы действовать иначе. В том числе и для этого существует личная терапия. Совершенно не обязательно справляться с этим в одиночку. Удачи!
Почитайте, если записались ко мне на индивидуальную консультацию
Почитайте, если записались ко мне на индивидуальную консультацию
Made on
Tilda